Лицей в лицах
Об интересном человеке
Сегодня разговариваем с Семёном Васильевичем Крюковским, чтобы лучше его узнать. И в интервью - интересные ответы на наши вопросы.
- Семён Васильевич, у лицеистов накопилось множество вопросов к вам, и сейчас очень хотелось бы вам их задать и услышать ваши ответы.
- Задавайте...
- Итак, Сёмен Васильевич, почему же вы выбрали именно профессию историка и когда вы поняли, что это ваше призвание?
- Очень сложный вопрос. История мне нравится с детства, и на это повлияло огромное количество факторов: ой крестный папа, когда я был маленьким, дарил мне различные энциклопедии исторической направленности (я думаю, такие были у многих), которые безумно захватывали меня маленького. Потом, уже в школе, началось изучение истории, и в школе мне очень повезло с учителями. Получилось так, что вместе с учителем, который преподавал историю в моём 5 классе, я в итоге писал диплом в университете. И так со школы и пошло, потом я поступил на истфак, и там мне всё безумно нравилось: раскопки, рыцарский клуб, реконструкция.
- Интересный ответ. Теперь, наверное, самый важный вопрос в интервью. Чему история может научить молодое поколение и почему важно знать не только свою историю, но и историю зарубежных стран?
- В первую очередь, мы должны понимать, что это история — это наука о людях. Меняются эпохи, растёт общая грамотность населения, мы ездим не на колесницах, а на машинах, но возникающие в нашей жизни проблемы и методы их решения всё те же. Люди одинаковые, несмотря ни на что, они всегда хотят примерно одного и того же (в среднем). И тут мы медленно начинаем отвечать на первую часть вопроса. История учит решению проблем. Однако люди не очень-то хотят учится и продолжают повторять свои ошибки, к сожалению.
- Занимательно... Надо об этом подумать... А теперь следующий вопрос. Какое ваше любимое историческое событие и историческая эпоха, в который вы хотели бы побывать.
- Моя любимая историческая эпоха — это современность, очень динамичная, сложная, противоречивая. И если и хотел бы я побывать в прошлом, то не надолго. Как такового любимого исторического события и эпохи у меня нет, они все безумно интересные. По мере того как я продолжаю изучать историю, я больше занимаюсь какой-то эпохой. Сейчас, например, это история 17 века. В каждой исторической эпохе есть что-то неповторимое, и это является стимулом к изучению истории вглубь и вширь. С историческими событиями то же самое: они все безумно интересные, и если можно было бы составить топ, то это был бы ТОП-1000.
- Немного отойдем от истории. Вы ведёте кружок «Что?Где?Когда?» с тех пор, как пришли в лицей. Почему вы решили заняться именно развитием интеллектуальных игр в Лицее?
- Потому что я сам ими занимаюсь очень давно. Моя первая игра была ещё на первом курсе, и я продолжал ходить на игры, пока учился в университете, и даже после университета мы собирали команду и ездили на соревнования в Минск. Я свято верю в то, что можно развиваться только в том, что любишь, и я стараюсь поделиться своим интересом с как можно большим количеством людей.
- Что развивает ЧГК?
- Логику. Если у тебя энциклопедический склад ума, огромный багаж знаний, то это “СВОЯ ИГРА”, а ЧГК - это про выстраивание логических цепочек и командное размышление над ответом. Хотя и то и другое, на мой взгляд, интересно и увлекательно.
- Давайте поговорим... О путешествиях. Расскажите о тех местах где вы бывали, о том что вас впечатлило.
- Меня впечатляет разнообразие. Разнообразие природы культуры, природы, менталитетов, складов характеров... Больших разочарований особо не было. Все мои путешествия происходили согласно плану, к счастью. Присутствовал разрыв шаблонов в некоторых местах, где я увидел совершенно не то, чего я ожидал, начитавшись разных книг. Если говорить о чем-то локальном, то «разберём» две страны: Испанию и Кубу. В Испании просто превосходный климат, очень вкусная кухня, люди очень приветливые (по крайней мере, так выглядят). Сложным для меня было адаптироваться к устройству общества, потому что всё очень разное и отличается от того что мы привыкли видеть у себя дома. Если говорить про Кубу, то там я был относительно недавно. Там меня влюбила в себя природа, потому что я никогда бы не подумал, что могу столько времени провести на пляже и не пойти сразу по разным музеям и памятным местам. Огорчил уровень жизни населения. Однако люди очень весёлые и полны оптимизма. А этим летом ездил в Санкт-Петербург, в котором неприятно удивило отсутствие мусорок, к которым я, столько лет живя в Могилёве, привык. Вообще для меня самое лучшее в путешествии - это дорога домой, потому что, где бы я ни был, я всегда хочу вернуться на Родину.
- Давайте вспомним школьные годы. Какой у вас был самый любимый и самый нелюбимый предмет в школе?
- О самом любимом несложно догадаться, а второй, как ни странно, физика. А больше все не любил учить языки, но при этом страшно любил литературу. Я читатель, а не писатель.
- Почему вы решили стать именно педагогом в лицее и было ли желание остаться преподавать в университете?
- Преподавать в университете желание было, однако я слишком поздно об этом подумал, потому что это было под конец учёбы в вузе. Преподавать в школе изначально в планах не было. Если прослеживать весь мой трудовой путь, то первая запись в трудовой книжке - «инженер» по перемещению груза (шутка) - я был грузчиком на фабрике мороженого. А после второго курса я устроился работать в школу ночным сторожем и проработал там 2 года, а потом в этой школе мне предложили быть лаборантом по художественной части (я развешивал картины по школе, организовывал выставки и прочее), а потом в этой же школе освободилось место историка и меня позвали работать. Тогда я думал, что после выпуска мне надо будет пройти срочную службу в армии и я не буду больше заниматься преподаванием. К срочной службе в армии я оказался не годен из-за хронического гайморита. В итоге в педагогике я уже 14 лет. А вообще изначально было много вариантов, но я не планировал уходить в образование.
- Есть ли какие-то мечты в профессиональном плане? Может, желание что-то поменять?
- Менять точно нет. Мне всё очень нравится. После работы в школе работа в лицее ощущается совсем по-другому, тут всё в разы лучше. А если говорить про развитие в профессиональном плане, то развиваться в олимпиадном плане, подготовить как можно больше победителей различных этапов олимпиад по истории.
- Что является источником вдохновения в вашей работе?
-Вдохновением является мой интерес к предмету. Историю я очень сильно люблю и хочется донести эту информацию до людей. А ещё вы, дети, вдохновляете, потому что ваш интерес к истории - один из основных мотиваторов моей продуктивности, моего развития как учителя.
Благодарим Семёна Васильевича за беседу и желаем ему успехов в самореализации!
Александр Шелковский (11 «Д»)